Материал скопирован с сайта Национального портала по охране и безопасности «ГардИнфо»: http://guardinfo.online/2019/03/15/proekt-prikaza-minzdrava-rossii-poryadok-provedeniya-medicinskogo-osvidetelstvovaniya-na-nalichie-medicinskix-protivopokazanij-k-ispolneniyu-obyazannostej-chastnogo-oxrannika/
Торгово-экономические отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
В статье раскрыта основная сущность торгово– экономических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, основные риски и направления развития сотрудничества.
The article reveals the main essence of trade and economic relations between Russia and the countries of the Asia – Pacific region, the main risks and areas of cooperation.
Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество, АТР, АТЭС
Key words: trade and economic cooperation, Asia-Pacific region, APEC
С каждым годом Россия стремиться поддерживать равноправное и открытое сотрудничества со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), нацеленного на совместное освоение формирующихся рынков. В состав АТР, по состоянию на 2017 год, входит 21 страна.
Формирование торгово – экономических отношений России с АТР заключается в:
— расширении географии внешнеэкономических связей, ориентированных на рынки западных государств;
— активном подключении экономического потенциала страны и ее восточных районов, к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является АТР;
— получении заемных средств и привлечение в российскую экономику зарубежных инвестиций;
— решении транспортных проблем, связанных с потерей морских портов, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам и переориентацией все большей части потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.
— совершенствовании структуры взаимной торговли;
— повышении в российском экспорте удельного веса готовой продукции.
Важно отметить ведущую роль России в международной интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо членства в АТЭС, Российская Федерация также сотрудничает со следующими организациями: Шанхайская организация сотрудничества; группировка БРИКС; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) или Евразийский экономический совет; Содружество Независимых Государств (СНГ); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Большая двадцатка (Group of Twenty); «Семерка развивающихся стран»; Первый трёхсторонний форум Северо-Восточной Азии; Проект «Газовый ОПЕК» и др.
На рисунке 1 представлена динамика показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах, млрд. долларов
Рисунок 1 — Динамика показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах, млрд. долларов
Анализируя рисунок 1, стоит отметить в 2017 году заметный рост показателей внешней торговли, причём товарооборот составил 584 млрд. долларов, экспорт – 357 млрд. долларов, импорт – 227 млрд. долларов. В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) – 31%, на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%, на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32% [3].
Для повышения экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества был создан саммит Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в рамках которого создаются платформы для взаимодействия стран.
На рисунке 2 представлен объём ВВП стран АТР, трлн. долларов
Рисунок 2 — Объём ВВП стран АТР, трлн. долларов
По итогам 2017 года общий объём ВВП стран АТР, вырос по сравнению с прошедшим годом, и составил 82 трлн. долларов. Данный рост обусловлен научно – техническим прогрессом, появлением новых товаров и более полным использованием применяемых ресурсов стран [4].
Основными крупнейшими странами по ВВП, входящими в АТР, являются: США — 19,390 трлн. долларов, Китай – 12,014 трлн. долларов, Япония – 4,872 трлн. долларов [5].
На эффективное торгово – экономическое сотрудничество России со странами АТР оказывают влияние следующие риски:
- политический риск, заключающийся в расширении влияния лидирующих стран на территории, находящиеся в геополитическом центре России (Центральная Азия), появление новых санкций и осложнение отношений с западными странами.
- экономический риск, который заключается в появлении и внедрении новых правил ведения торговли.
Выделяют два ключевых направления торгово – экономического сотрудничества России с со странами Азиатско-Тихоокеанского региона:
- Региональная экономическая интеграция, в виду активного развития в регионе многостороннего долгосрочного сотрудничества и соглашений о зоне свободной торговле с ведущими региональными партнерами.
- Формирование проективной повестки по укреплению региональной взаимосвязанности, путём присоединения к экономическим партнёрствам (АТЭС, Всестороннее региональное экономическое партнёрство и мн.др.) [6].
Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. В 2016 году Россия участвовала в саммите АТЭС, где представила своим партнерам ряд новых предложений в области формирования эффективного рынка государственных закупок, электронной коммерции, стимулирования малого и среднего предпринимательства, развития человеческого потенциала.
Участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане — нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.
Список используемых источников
- Азиатско-Тихоокеанский регион: новый центр мировой политики и экономики? (Мировое развитие. Выпуск 17) / Отв. ред.: К.Р. Вода, А.А. Невская, П.П. Тимофеев. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 195 с.
- Азиатско-тихоокеанское сотрудничество и место России в регио- нальном развитии : сб. докл. / под ред. К. А. Кокарева, Е. В. Супониной, Б. М. Волхонского ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014. – 140 с.
- Статистика внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26274:2016
- АТЭС — сотрудничество вне политики [Электронный ресурс] http://2035.media/2017/08/07/apec/
- ВВП крупнейших стран в 2017 году[Электронный ресурс] http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2017/
- Экономический порядок в Азиатско –Тихоокеанском регионе и интересы России [Электронный ресурс] http://ru.valdaiclub.com/files/15070/
А.И. Побединский
Особенности и основные направления развития экспортного потенциала РФ
В статье представлено современное состояние экспортного потенциала страны, факторы, влияющие на его формирование и основные государственные направления развития.
The article presents the current state of the country’s export potential, the factors influencing its formation and the main state directions of development.
Ключевые слова: экспортный потенциал, экспорт
Key words: export potential, export
Экспортный потенциал России является неотъемлемой частью национальной экономики страны. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста, а также производить конкурентоспособную продукцию на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам [1].
На рисунке 1 представлена динамика показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах, млрд. долларов [9].
Рисунок 1 — Динамика показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах, млрд. долларов
Анализируя рисунок 1, стоит отметить, что в 2015 году объём экспорта составил 344 млрд.долл.., в 2016 году наблюдается снижение на 20 % (286 млрд.долл.). из-за девальвации рубля, которая последовала за сильнейшим падением цен на нефть, сокращения производства и действующего продовольственного эмбарго. В 2017 году ситуация во внешней торговле улучшилась, так как страны ОПЕК договорились о сокращении добычи, и нефтяные котировки со второй половины 2016 года вновь поползли вверх, засчёт чего экспорт составил 357 млрд.долл [6].
Крупнейшим экономическим партнером России традиционно является Евросоюз. Среди государств дальнего зарубежья главными торговыми партнерами в 2017 году являются: Китай; Германия; Нидерланды; Италия; США; Турция; Республика Корея; Япония; Польша и Франция. Ведущий внешнеторговый партнер РФ из числа стран СНГ – Беларусь, с объемом в 22,8 млрд. долларов США [8].
На рисунке 2 представлена товарная структура экспорта России со странами дальнего зарубежья [7].
Рисунок 2 — Товарная структура экспорта России со странами дальнего зарубежья
В товарной структуре экспорта со странами дальнего зарубежья в 2017 году преобладают топливно-энергетические товары, который составляют 69%.
На рисунке 3 представлена товарная структура неэнергетического экспорта России [8].
Рисунок 3 — Товарная структура неэнергетического экспорта России
В товарной структуре неэнергетического экспорта в 2017 году преобладают металлы и изделия из них, который составляют 31%.
Российская Федерация владеет традиционно сильными экспортными товарами в несырьевых отраслях экономики: продукция атомной и авиационной промышленности, военной отрасли и продукция ракетно-космического назначения.
На развитие экспортного потенциала России оказывают влияние следующие факторы [4]:
- темп роста ВВП;
- экономические санкции;
- девальвация рубля, в связи со снижение цены на нефть;
- продовольственное эмбарго;
- расширение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса;
− реализация программ повышения конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, а также Национальной предпринимательской инициативы, предполагающей как формирование благоприятных условий для создания и ведения бизнеса, так и радикальное упрощение действующих при экспорте таможенных и иных административных процедур, что будет способствовать росту числа организаций- экспортеров при диверсификации товарной структуры экспорта;
− финансовые, организационные, маркетинговые, информационные, торгово-политические и политико-дипломатические инструменты поддержки экспорта.
Данные факторы оказывают влияние на экспортную политику страны в целом, а также на экономику, в области денежно-кредитной политики, налогообложения, регулирования тарифов на продукцию/услуги естественных монополий, развития инфраструктуры и других.
Стоит отметить основные государственные направления по развитию экспортного потенциала России до 2030 года [3]:
- Развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем поддержки экспорта и импортозамещения, НИОКР, инноваций, научно-технической и технологической кооперации, перспективных проектов малого и среднего бизнеса.
- Повышение доступности кредитов, совершенствование денежно – кредитной политики Банка России, обеспечение условий для развития финансового рынка Российской Федерации.
- Развитие национальной инновационной системы на всех стадиях разработки и реализации инновационных решений и продукции: расширение финансирования и предоставления специализированной инфраструктуры для ведения НИОКР; развитие сети государственных патентных услуг; оптимизации регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности; усиление защиты прав интеллектуальной собственности, создание экономических стимулов.
- Активное заимствование международных технологических стандартов и их адаптации к российским условиям, а также разработка новых и модернизация существующих технологических стандартов.
- Повышение энергоэффективности отечественной экономики и сохранение традиционных конкурентных преимуществ у российских производителей энергоемкой продукции и продукции на основе нефтегазового сырья в условиях доступных и конкурентных энергоносителей.
- Повышение роли курсовой политики, которая играет ведущую роль в экономических отношениях стран.
Именно экспортный потенциал страны вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики, оказывает влияние на мировые экономические процессы, усиливает позиции той или иной страны на мировой арене [2].
Список используемых источников
- Экспортный потенциал России [Электронный ресурс] http://www.financialguide.ru/article/economics/eksportnyj-potencial-rossii#11
- Сафин А. Ф. Экспортный потенциал отраслей РФ: инструменты развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 964-967. — URL https://moluch.ru/archive/115/30356/ (дата обращения: 30.05.2018).
- Основные направления развития экспорта на период до 2030 года [Электронный ресурс] http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsvod/2015020513
- Итоги внешней торговли России в 2015 году [Электронный ресурс] http://провэд.рф/article/32060-itogi-vneshney-topgovli-possii-v-2015-godu-tsifpy-i-fakty.html
- Итоги внешней торговли России в 2016 году [Электронный ресурс] http://провэд.рф/article/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
- Итоги внешней торговли России в 2017 году [Электронный ресурс] http://провэд.рф/article/46348-statistika-vneshney-torgovli-v-2017-godu—tsifry-i-fakty.html
- Внешняя торговля России в 2017г. [Электронный ресурс] http://global-finances.ru/vneshnyaya-torgovlya-rossii-2017/
- Внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26274:2016
П.В. Пухов